Отдавая своего ребенка в 10 класс, родитель представляет, как через два года любимое чадо поступает в институт, а потом покоряет все новые и новые вершины. Так ли благостна эта картина на самом деле? Современная рыночная система – хищник, который безжалостен к ошибкам. Естественный отбор внутри общества людей во всей красе! Чтобы «победить» конкурента на рынке труда от выпускника требуется целый набор качеств, которые зачастую в современной школе развиваются слабо. Критическое мышление, умение анализировать, планировать, прогнозировать, креативность и инициативность, навыки работы в команде, ориентированность на результат - всё ли это школа развивает в полной мере? Готов ли выпускник к дальнейшему пути? А как с этими задачами справляется маленькая школа небольшого провинциального города?
Одной из главных причин проблем в современной школе является то, что взрослые мало обращают внимания на психологическое благополучие ребенка, сделав целью только конечный результат.
В старших классах это очень заметно на примере психологического «гнёта» при сдаче государственных экзаменов. В обиходе у школьников и взрослых уже появились различные новые афоризмы: «И съела Баба-ЕГЭ девочку, и не поперхнулась, как и обещала...», «Не сдашь ЕГЭ – дворником работать будешь», «ЕГЭ – единое горе эпохи».
Звучит угрожающе, не правда ли? Сразу видно, сколько страхов возникает у выпускников, родителей и учителей. И вот ЕГЭ в глазах ученика становится не ступенью в будущее, а препятствием к обретению желаемой профессии.
Но ведь даже в русских сказках отрицательный персонаж помогает главному герою. Так и с нашей Бабой - ЕГой. Однозначно, это огромный шанс для талантливого ребенка из глубинки пробиться в престижные вузы страны. Только какой ценой?
Насколько далеки составители учебников и чиновники от практической работы с детьми... Постоянно возникает вопрос: работал ли этот человек в средней школе? Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников.
В старшей школе необходимо увеличить профильную подготовку и значительно сократить узкие предметы, направив общие знания в предметные области. Выпускник в интересующей его области должен быть сориентирован на глубокие теоретические знания и приобретение практических навыков. Профильная система успешно реализуется во многих учебных заведениях и должна стать обязательной составляющей среднего образования как в больших краевых центрах, так и маленьких провинциальных городах.
А если совсем под облака запрыгнуть в своих мечтах, то уже в 11 классе, в любой школе должна быть дуальная система образования. Когда теорию ребенок получает на базе учебного заведения, а практическую часть осваивает на рабочем месте.
Конечно, зачастую подросток в 10 классе еще не определился, кем он хочет быть и не выбрал интересующий его профиль. Для этого необходимо ввести в учебный план на постоянной основе профориентационные мероприятия.
Обязательной составляющей обучения в старших классах должна быть личностно-ориентированная психология, направленная на формирование практических психологических умений и личностное развитие обучающихся. Очень много качеств, которые необходимы во взрослой жизни, можно развивать на психологических тренингах.
Даже провинциальная современная школа может подготовить выпускника к большому будущему, научить его быть готовым к постоянным изменениям в обществе, саморазвитию и личностному самоопределению, добиваться поставленной цели, эффективно работать в команде, а, главное, уметь учиться всю жизнь.
Теплоухова Анна Александровна,
учитель географии
МАОУ «СОШ №1» г. Горнозаводска |